Законодательство о защите прав потребителей. Основные понятия в сфере защиты прав потребителей

Автор: | 17.07.2018

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее — законами) и правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.

Сфера действия Закона «О защите прав потребителей»

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе:

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Основные принципы законодательства.

Закон устанавливает следующие права и обязанности для потребителя и продавца (изготовителя):

1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

2. Право на получение качественного товара или услуги.

3. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар.

4.Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

5. Право потребителя на безопасность товара.

6. Право потребителя на информацию об изготовителе  и о товарах.

7. Ответственность изготовителя  за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе.

8. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей и д.р.

Ответственность за нарушение Закона «О защите прав потребителей»

1. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре , об изготовителе.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца  возмещения убытков либо разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, суд исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

2. Ответственность продавца за нарушение прав потребителей

 За нарушение прав потребителей продавец  несет ответственность, предусмотренную законом или договором.  Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *